Обучение чтению детей с РАС. Часть 3: понимание смысла прочитанного

Большое число детей с РАС испытывают трудности при овладении навыками чтения и письма. Наиболее типичными и характерными для детей с РАС являются

чтение РАС

  1. Трудности связывания смысла слова или прочитанного предложения с реальными объектами или действиями

Помимо этого дети с РАС могут испытывать

  1. Сложности с запоминанием букв
  2. Трудности объединения букв в слоги

Это третья статья, посвященная обучению чтению. Сегодня мы рассмотрим

Понимание смысла прочитанного

Одна из самых распространенных проблем при обучении чтению детей с РАС – это понимание смысла прочитанного, причем зачастую – не глобального смысла (о чем рассказ), а смысла отдельных слов и предложений.

Ребенок может понимать речь, уметь читать, но не связывать прочитанные слова со словами ему знакомыми, и, как следствие – с предметами и явлениями реального мира. Данную особенность частично можно объяснить неоднократно упоминаемыми и исследуемыми сложностями с обобщением и генерализацией навыков у детей с РАС (подробнее).

Если вы столкнулись с проблемой непонимания текста, стоит спуститься на уровень понимания отдельных слов, и проверить, понимает ли ребенок, что при прочтении слова «кошка» получаемое сочетание звуков – точно такое же, как при произнесении слова мамой и обозначает то же самое.

Вот несколько упражнений на развитие понимания прочитанного в порядке возрастания сложности:

  1. Прочти и соотнеси/покажи

Перед ребенком стоят разные предметы. Ребенок должен прочитать слово и выбрать предмет с соответствующим названием.

Например: стоят игрушечный паровоз, машинка, мячик, ручка. Педагог кладет слово «паровоз» ребенок читает, находит среди предметов и ставит на бумажку со словом игрушку-паровоз.

В дальнейшем стоит провести отдельную работу на понимание глаголов и удлинение читаемой фразы.

Видеопример

Вы даете ребенку 2 картинки, отличающиеся изображенным действием. Нужно прочитать и правильно выбрать картинку. Действие лучше по возможности изображать. Видеопример (тут мы не очень хорошо изображаем действие).

В последствии важно сделать так, чтобы каждое прочитанное слово было важно для правильного выполнения действия. Например, иметь четыре картинки, на двух изображены собаки, на двух – кошки.

копает нюхает
собака Собака копает Собака нюхает
кошка Кошка копает Кошка нюхает

 

В идеале на картинке должны быть изображены одинаковые кошки и одинаковые собаки. С животными сложно, а вот сфотографировать и снять видео с членами семьи  (мамой, папой, братом, сестрой) за какими-то простыми действиями (моет посуду, прыгает, спит) – не так уж сложно. Фото можно распечатать, а можно предъявлять в случайном порядке на планшете (например, с помощью программы Anki). Нужно выбрать к надписи подходящее фото. Или видео. Или к видео – подходящую надпись.

Пример: «мишка едет на паровозе» – задача ребенка, выбрать из игрушек мишку, выбрать паровоз и показать действие. Или «Мишка идет к паровозу» – уже другой глагол. И ребенок, который только учится читать, может опять посадить и покатать мишку, не осознав сочетание «идёт к».

Видеопример

  1. Найди клад

Вы пишете ребенку, что «шоколадка (или любой другой желанный предмет) лежит на шкафу», он должен прочитать текст, а потом пойти и взять желаемое в указанном месте.

  1. Выполни действие

Пишете бумажки с заданиями «похлопай», «потопай», «встань», «сядь», «брось мяч» и т.д.

Это задание можно включать в серии заданий «прочти и соотнеси». Например, нужно соотнести предметы с их письменными названиями, но иногда на бумажке окажется не название предмета, а команда-действие, которую нужно сделать.

Согласно научным исследованиям, каждый раз, когда мы слышим или читаем слово, обозначающее действие какой-либо частью тела или связанное с этой частью тела, активизируются соответствующие зоны представительства этих частей в премоторной коре (Т.А. Строганова, Буторина А.В., Николаева А.Ю., Штыров, Ю.Ю., 2015). Например, мы прочли «бегать» или «нога», и в нашем мозге активизировались зоны представительства ноги (дорсомедиальный кластер моторной коры). Именно поэтому при чтении или заучивании новых слов важно именно выполнять, проигрывать прочитанное (услышанное) действие, переносить прочитанное в реальный, не «картиночный» мир. Такой подход в наибольшей мере поможет сформировать связи в головном мозге, ускорит и сделает более точной обработку прочитанной информации.

Приятного чтения!

Автор Дрогунова А.В.