Онтогенетическая кинезотерапия — это относительно молодое коррекционно-развивающее направление для детей с различными формами дизонтогенеза. Основной задачей этого направления является коррекция психо-моторных функций ребенка с опорой на представление о функционировании его мозга на данном этапе развития.

Оценить достаточность или недостаточность созревания нервной системы ребенка мы можем только опосредованно — через наблюдение и оценку его моторных и психических функций.

В задачи работы онтогенетического кинезотерапевта входит оценка состояния ребенка, определение типа дизонтогенеза (психологический диагноз), обозначение основных коррекционных мишеней и непосредственно коррекционная работа, направленная на восполнение «пробелов» в развитии основных сфер — моторной, сенсорной и когнитивной.

Как правило, онтогенетическим кинезотерапевтом является специальный психолог или нейропсихолог. В арсенале такого специалиста есть несколько методик: это и «Психо-моторная коррекция» (Семенович и соавт.), и «Сенсорная интеграция» (Айрис, Кислинг), и «Floortime», и блок непосредственно кинезотерапевтических упражнений и др.

Движения и перемещения – часть контекста занятия.

Онтогенетический кинезотерапевт не занимается физкультурой, где основная цель – развитие моторики. Он создает контекстную среду, в которой ребенок, в том числе, движется. Но основною целью занятий становится коммуникация, как возможность охватить контекст и поддерживать в нем взаимодействие.

Занятия проходят в индивидуальном режиме, в течение 45 минут 1 раз в неделю. Каждое занятие состоит из «сенсомоторного» блока, «эмоционального» блока и «когнитивного». В конце занятия обсуждаются с родителями актуальные достижения и рекомендации на следующую неделю.

Также возможен вариант групповой формы работы. В таком случае родитель активно участвует в проведении занятия, в структуру которого включены различные формы работы, невозможные в индивидуальном режиме. Например, эстафеты, совместные подвижные игры, игры на развитие эмоционального интеллекта, в которых, ребенок, сталкиваясь с переживаниями других детей, вынужден регулировать свое состояние и подстраиваться под социальный контекст.

Движения и перемещения – часть контекста занятия. Онтогенетический кинезотерапевт не занимается физкультурой, где основная цель – развитие моторики. Он создает контекстную среду, в которой ребенок, в том числе, движется. Но основною целью занятий становится коммуникация, как возможность охватить контекст и поддерживать в нем взаимодействие.