Вспомнить всё. Как запоминать лучше и быстрее. Часть I.
Одна из причин трудностей неусвоения учебного материала – это не только его непонимание, но
и плохая память. Все слышали про использование ассоциаций, но так ли они хороши и что мы еще можем использовать, чтобы помочь запомнить материал?
Давайте рассмотрим простые, но не всегда очевидные доказанные законы памяти и попытаемся
их применить.
1. Закон накопления и распределения повторений (закон Йоста)
Что более эффективно? Заучивать весь материал сразу или распределить заучивание на несколько приемов?
В большинстве случаев грядущих контрольных или экзаменов мы учим все в последний день. Нам часто (и в общем-то справедливо) лень тратить много времени на ежедневное заучивание
материала до полного запоминания. Психологические эксперименты показали, что этого и не требуется!
Открыта данная особенность была ещё в 1895 году.
Испытуемым предлагалось 12 слогов, которые они могли повторить 24 раза. Они могли делать или по 8 повторов за 3 дня, или по 4 повтора за 6 дней, или по 2 повтора за 12 дней. Последняя
стратегия давала максимальный эффект.
Таким образом, при фиксированном количестве повторений распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные.
Получается, что при в общем-то одинаковом затраченном в сумме времени, мы можем запомнить гораздо больше, просто растянув заучивание на несколько дней, и при этом совершенно необязательно все эти дни зубрить до победного.
2. Краевой эффект
При заучивании расположенных в ряд элементов, хуже всего запоминаются элементы, несколько смещённые от центра к концу ряда. То есть, если запоминаемый нами материал не зависит сильно от порядка, например, мы учим список иностранных слов, то те слова, которые мы никак не можем запомнить, мы можем перенести в начало или конец списка, а те, которые уже неплохо выучили – в тот самый «неудачный» промежуток ближе к концу ряда. И повысить свою эффективность заучивания.
3. Эффект фон Рестрофф
Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.
Например, в нашем ряду для запоминания: 4 пары слогов, одна пара фигур, одна пара чисел, одна пара букв и одна пара цветов. После трёх предъявлений уровень запоминания однородных пар (слоги) составил 33%, а для разнородных – 74%. Этим правилом пользоваться гораздо сложнее, чем описанными ранее, но почему бы и нет?
(a+b)2 = a2+2ab+b2, a2-b2=(a-b)(a+b) …. Sequence переводится как последовательность … (a-b)2 = a2-2ab+b2…
Учим ряд математических формул и где-то среди них прячем слова для контрольной по английскому. Ну, или наоборот. Хоть что-то да запомним.
4. Осмысленность материала
Возможно, этот пункт должен идти самым первым в нашем списке. Ещё в самых первых эксприментальных исследованиях памяти, проведенных Г. Эббингаузом, было установлено, что осмысленный материал запоминается гораздо лучше бессмысленного. Важно понять тему, чтобы её запомнить. Но дополнительно можно (и нужно!) использовать все описанные выше законы.
5. Отдыхать и высыпаться
Стоит заметить, что при накопившемся утомлении память – одна из функций, снижающаяся в первую очередь. Не всегда утомление связано только с количеством работы. Иногда оно вызвано недостаточностью сформированности связей в головном мозге.
Меньше уставать, развить память и концентрацию внимания Вашему ребёнку смогут нейропсихологи нашего центра.
Записаться на занятия вы можете по телефону: +7 (926) 54-54-154
Данная статья подготовлена с использованием материалов
из учебника «Психология» 2-е издание
В.В. Нурковой и Н.Б. Березанской